ПСИХОТЕРАПИЯ КАК КЛИНИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА
Олег Немиринский
Психотерапия
изначально являлась занятием клиническим. Ситуация изменилась в 50-х
- 60-х годах, когда она стала
рассматриваться как важное средство организации
жизни. Такое видение психотерапии вытекало из нескольких предпосылок.
Во-первых, на фоне роста индивидуализма в послевоенном западном обществе психотерапия стала выполнять
определенную социальную функцию, связанную с поддержанием индивидуальности Теперь уже не только в трудах философов, но
и в теоретических конструкциях сначала психоанализа, а затем, в полном
объеме, экзистенциальных подходов в психотерапии, стало отражаться развивающееся
гуманистическое мировоззрение, утверждающее идею свободы личности, в том числе и от «насилия» общества.
Практика психотерапии в значительной мере стала практикой «освобождения» личности. Во-вторых, (безусловно во взаимосвязи с предыдущим), психоанализ стал не
только чрезвычайно распространенным терапевтическим подходом, но и отдельным
культурным явлением и приобрел черты более или менее целостного мировоззрения.
Третий ряд предпосылок связан в развитием экзистенциального подхода
в психотерапии, который, в свою очередь, вышел за рамки первоначально
клинических оснований психоанализа, делая акцент не на паре «норма -патология»,
а на свободе, выборе и ответственности человека за свою жизнь. Психотерапия
выплеснулась из пределов клиник. В США в каждом среднем по величине
городе было по несколько «центров развития
человеческого потенциала». Эти процессы отразились в известном лозунге
«Психотерапия слишком хороша, чтобы доставаться только больным» (см.
И. Польстер, М. Польстер, 1997). Социальные
изменения в нашей стране не могли не привести к воспроизведению экспансии
психотерапии, хотя эта экспансия отличалась и отличается
куда меньшим размахом. Тем не менее, «процесс пошел». Я за то, чтобы
он шел и дальше, но, между нами, психотерапевтами, в этом процессе увеличивается
риск того, что психотерапия отчасти приобретет черты религии. Занимаясь
преподаванием гештальт-терапии, я часто слышал от обучающихся
фразы типа «гештальт - это способ жизни». Расширение
круга влияния психотерапии естественно. Вместе с тем, оно не столь уж
безопасно для тех, кто решил стать психотерапевтом и, тем более, клинически
образованным психотерапевтом. Представление о бескрайних возможностях
психотерапии, на мой взгляд, порой связано с «преморбидными особенностями»
личности психотерапевта, а именно с ролью так называемой
нарцистической тенденции в профессиональном самоопределении . В
нашу профессию часто идут люди, с детства лелеющие
неотрефлексированную мечту о возможности переделать («вылечить») другого.
Эта в общем благородная мечта находит свое воплощение в занятиях
психотерапией, где становится возможным реальное участие в изменении
жизни другого человека. Беда в том, что порой представления
психотерапевтов о собственных недирективности и партнерстве заслоняют
повседневное видение меры своей власти и меры своего бессилия.
А ведь вопрос о власти и бессилии - это не только один из основных вопросов
профессионального самосознания терапевта, но и нечто имеющее особую
важность именно по отношению к клинической реальности. Дело
в том, что психотерапевт чувствует
себя в терапевтической ситуации изначально более уверенно, чем клиент.
Распределение власти неравномерно. Терапевтическая ситуация изначально
несет в себе риск утраты целостности для клиента. (Это
верно хотя бы потому, что клиенту постоянно грозит новый опыт, новые
переживания, вовлеченность в непредсказуемые изменения.) Этот риск был
бы больше, если бы клиент не мог реагировать с помощью известных клинических
либо обыденных симптомов. Иначе говоря, клиент может восполнить недостаток
власти в межличностной ситуации, реагируя не на психологическом уровне,
то есть соматически, либо не на уровне разума, то есть
более или менее безумно. То
есть симптом - это отчаянный способ сохранения целостности. И это, безусловно,
имеет отношение не только к терапевтической ситуации, но в еще большей
степени к жизненной ситуации клиента. Представление
о клинической психотерапии, то есть о психотерапии, имеющей дело с болезненными
симптомами, для меня связано, как это ни парадоксально, с пониманием
того, что симптом нельзя «вылечить» в традиционном медицинском смысле этого слова, так как симптом - это способ
саморегуляции. Его нельзя рассматривать как внешнюю инфекцию, которую
надо выгнать из организма; можно лишь помочь пациенту найти другой способ саморегуляции, позволяющий полнее
удовлетворять его жизненно важные потребности (Немиринский, 1999). Понимание
симптома как саморегуляции - это признание поражения нарцистических
амбиций терапевта. Поэтому первое, что должен научиться делать психотерапевт,
обращающий свои взоры к клинической работе, - научиться переживать свое
бессилие. Ни психотерапевт, ни клиент не властны
над организмом клиента. Хочу
напомнить, что наиболее эффективным способом остановить развитие алкоголизма
является «12-шаговая программа». Первый шаг в этой программе для страдающих алкоголизмом - признание своего бессилия перед болезнью.
Это же является важнейшей частью тренинга для психологов, работающих
с алкоголиками и наркоманами - умение переживать свое бессилие. Когда
оба участника терапевтического процесса признали свое бессилие, тогда
возможно движение. И, несмотря на правильный пафос утверждений о том,
что алкоголизм или наркомания - это болезнь всей личности, тем не менее
это болезнь, и первый период работы (по крайней мере, первые три месяца)
- это, в первую очередь, работа с тягой . Итак,
надо не только поздороваться с симптомом, но и начать с ним разговаривать.
Чтобы начать разговаривать, надо понимать его язык, язык организма.
Это не просто, но и не так сложно, как порой
кажется. Дело
в том, что симптом - не только противостояние терапевту (а до терапевта
- значимым другим людям в окружении клиента). Симптом еще и подсказка
терапевту, подсказка о том, чем занят организм клиента, что угрожает
его целостности. Когда терапевт видит симптом, в особенности
если речь идет о психосоматическом или невротическом симптоме, терапевту
не нужно гадать о том, какое противоречие в жизнедеятельности клиента
является наиболее актуальным для его (клиента) развития и, одновременно,
в наибольшей степени угрожающим его целостности. С
точки зрения гештальт-терапии симптом - это застывшая
форма существования противоречия, противоречия между двумя потребностями,
которые субъективно не могут сосуществовать друг
с другом. От этого тезиса один шаг до следующей идеи: наиболее
актуальным для развития клиента является именно то противоречие, которое
«застыло» в актуальной симптоматике. (Видимо,
имеет смысл разделять хроническую симптоматику, связанную с «застарелыми»
проблемами клиента, и актуальную симптоматику, имеющую отношение к последнему
временному отрезку жизни клиента). Как
выяснить, какое противоречие «отвечает» за симптом? Основная
тактическая линия гештальт-терапии в ответе на этот вопрос состоит в
том, что симптом должен выйти на границу контакта. Когда он находится
на границе контакта, мы можем найти ответ на этот вопрос, потому что
ответ будет связан не с теми или иными теоретическими конструкциями,
а с очевидностью происходящего взаимодействия этого клиента со средой
(Немиринский, 1997). (Например, у одного из участников терапевтической группы возникает
кардиалгическая симптоматика. Ведущий практически исследует, при
взаимодействии с кем из участников группы боль становится сильнее, что
происходит в этом межличностном пространстве, то есть
с чем сталкивается клиент на
психологическом уровне в тот момент, когда он реагирует симптомом). Но!
Психотерапевт не сможет реализовать эту тактическую линию, если стратегически
он не научится вести диалог с организмом человека. Это умение
вести диалог с клиентом не только на уровне его проблем и переживаний,
но и на уровне его организма, является очень важной составной частью
профессионализма в клинической психотерапии. Для
пояснения этого я хотел бы сделать одно отступление. В
конце 1969 года Фридрих Перлз говорил о вступлении расширяющей свое
влияние психотерапии в опасную фазу «включателей». «Включение немедленного
лечения, немедленной радости, немедленного сенсорного осознавания. Это
- фаза шарлатанов, которые думают, что если
Вы осуществили «прорыв», то Вы излечены, безотносительно к условиям
роста, к реальному потенциалу» (Perls, 1969). Нам спустя
30 лет полезно иногда вспомнить это предостережение не только потому,
что фазу увлечения технологически оснащенным «включательством» отечественная
психотерапия пережила совсем недавно, но и потому, что и в русле «гештальта»
(заметьте, часто употребляемого без сопутствующего слова «терапия»)
многим коллегам свойственно умиление
от «включения переживания» и трогательная вера в то, что соблюдение
заповедей экзистенциально-гуманистического подхода освободит пациентов
не только от «проблем», но и от симптомов. Здесь
я хотел бы сослаться на интересную статью Ирины
Захарян, которая опубликована в этом сборнике. Автор этой
статьи пишет, что когда терапевт пытается работать с симптомом путем
освобождения переживания (я бы сказал, когда терапевт считает связь
между уровнем личностной проблемы и уровнем симптома однозначной), то он попадает
в ловушку. Когда терапевт верит в то, что освобождение какого-то конкретного
переживания приведет к излечению, то, как правило, этого излечения не
происходит. Я
могу вам предложить классификацию подобных «обломов». Когда мы вовлекаемся
в борьбу с симптомом, возможны три исхода.
1.
Клиент покидает терапевта,
с гордостью (обидой, раздражением) унося свой симптом.
2.
Клиент «сдает» свой
симптом и формирует другой, эквивалентный симптом. «Подлое
бессознательное» обхитрило терапевта.
3.
Терапевт победил
«подлое бессознательное», и симптом разрушен. На его месте возникает
контрсимптом.
[1]
Так вот, Ирина Захарян приводит в своей
статье прекрасную иллюстрацию. Ее пациентка, девочка 12 лет, страдает
двумя психосоматическими симптомами - кардиалгией и головной болью,
причем эти симптомы актуализируются попеременно. В терапевтической ситуации
уходит один симптом, - появляется другой; уходит другой, - появляется
первый. Так как эти симптомы «двигаются» в ходе сессии, становится понятней
их связь с переживаниями. Как это часто бывает, кардиалгия связана с
противоречивостью в переживании
близости, а апоневротическая головная боль - с противоречивостью в переживании
отвержения. Попробуем подытожить,
что означает «вести диалог с организмом». Во-первых, это означает предварительное
прояснение того, как организм разговаривает и спорит сам с собой (это включает и прояснение возможной контрсимптоматической
пары), во-вторых, это означает прояснение того, какое противоречие является
аналогом «спора симптомов» Следующий вопрос - как быть с выявленным
противоречием? Здесь, на мой взгляд
лежит водораздел между собственно психотерапией и консультированием.
Для консультанта естественно обращение к разуму
клиента, мол, посмотрите, Вы здесь противоречите себе... Психотерапевт
может работать на уровне консультирования (иногда начальный отрезок
работы с клиентом и не предполагает другого), но он знает, что обращение
к разуму, как правило, не приводит к разрешению противоречия. По большому
счету это разрешение возможно лишь как проживание. Отсюда следует важнейший
принцип работы психотерапевта: психотерапевт поддерживает обе противоречивые
тенденции. Этот
принцип технически по-разному реализуется в двух ситуациях. Одна ситуация:
клиент проявляет то одну, то другую из двух противоречивых тенденций.
Забота терапевта связана с тем, чтобы обе эти тенденции могли найти
как можно более полное выражение. Клиент
может быть в одном отрезке работы сосредоточен на тенденции к отвержению
и автономии, а в другой - на тенденции к сближению и принадлежности.
Для терапевта важно дать ему возможность прожить и то, и другое.
Другая ситуация: клиент ведет себя парадоксально, стремясь достичь и
того, и другого одновременно. Терапевт поддерживает и усиливает его
противоречивость. Строго
говоря, разделение этих двух ситуаций
несколько условно. Если речь идет об актуально-доминирующем противоречии,
связанном с симптомом, то в этом контексте бытия клиент всегда противоречив. Мне
вспоминается одна давняя клиентка, у которой отмечались хронические
боли в спине. Через некоторое время в фокусе работы с ней оказалась
дилемма «опираться на других - опираться на себя». У нее наблюдалось
выраженное контрзависимое поведение (поведение, мотивированное избеганием
близости из страха зависимости), она пыталась контролировать
всех вокруг себя, включая, конечно же, терапевта. Одновременно она искренне
тосковала о «невозможности полного доверия» и близости. Она не могла жизнерадостно не доверять (ее недоверие сопровождалось горькими переживаниями)
и с легкостью доверять (возможность доверия пугала и отталкивала ее).
В ходе терапии она медленно ослабляла контроль. Как-то она высказала
мечту о том, чтобы можно было так опереться на меня, чтобы ПОЛНОСТЬЮ
расслабиться, и тут же выразила опасение, что «растечется», потеряет
опору, развалится. Я поддерживал как ее стремление опираться на меня,
так и стремление опираться на себя. Мне было очевидно, что одна способность
усиливает другую, с виду противоположную. То, что происходило в терапии, можно было назвать раскручиванием маятника. Это была работа, связанная
с развитием гибкости позвоночника, как в телесном, так и в психологическом
плане. Если
исходить из того, что симптом
- это парадокс, застывшее противоречие, то задача терапевта (по крайней
мере, в случае наличия симптоматики) всегда включает раскручивание маятника
противоречий и, в широком смысле слова, развитие «гибкости позвоночника». И
теперь мне осталось сделать еще одно дополнение. Эта вся работа невозможна
как набор техник; она осуществляется внутри терапевтических отношений.
Если мы вернемся к первому примеру, который я взял из статьи Ирины Захарян
с перемежающейся симптоматикой, за которой стоят нереализованные потребности
в сближении и в отвержении, то как возможно излечение? Еще один контекст ответа на этот вопрос не будет нов:
в отношениях с терапевтом клиент может реализовать обе эти тенденции,
обретая свободу и способность
отвергать и свободу и способность быть ближе. Также и в последнем клиническом
примере длительная история отношений клиента с терапевтом была наполнена
этими движениями то в одну, то в другую сторону, что и привело
в конечном счете к снижению интенсивности симптоматики и завершению
терапии. В
заключение я хотел бы кратко резюмировать некоторые положения, представляющиеся
мне важными при работе гештальт-терапевта с клиентами, страдающими клиническими
симптомами. Итак,
теоретические установки, лежащие в основе стратегии работы:
1.
Уважение к симптому
как способу саморегуляции. Умение
«разговаривать с организмом».
2.
Внимание к вопросам
власти и бессилия как в жизненной ситуации клиента, так и в терапевтической
ситуации. Умение переживать свое бессилие
3.
Признание терапевтических
отношений важнейшим фактором терапевтического изменения. Тактические
принципы:
1.
Понимание противоречивости
клиента и выявление актуально-доминирующего противоречия.
2.
Предоставление симптому
возможности выхода на границу контакта.
3.
Поддержание противоречивых
тенденций в поведении и переживаниях клиента Литература.
1.
Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств.
- Московский психотерапевтический журнал, 1997, №1, с. 84 - 91.
2.
Немиринский О.В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической
практике. - В сб.: Гештальт - 98, М., Московский Гештальт Институт,
1999.
3.
И. Польстер, М. Польстер. Интегрированная гештальт-терапия.
М., «Класс», 1997.
4.
Perls F. S. Gestalt Therapy Verbatim. Moab, Utah: Real People Press, 1969. [1] По моему мнению, существует теоретическая необходимость введения понятия контрсимптома - телесного процесса, позволяющего пациенту избегать острой манифестации симптома и удерживать симптом в более или менее застывщем виде.Пара симптом - контрсимптом является телесным аналогом психологической полярности (подробнее см.: Немиринский, 1997).
|
||