Наступать ли на горло собственной песне?
Е.Ильичева
Существует такое весьма туманное понятие - качество жизни. Разумеется, каждый наполняет его своим смыслом. Но почти всем понятно, что означают слова “в кайф” или “не в кайф”, то бишь приятно или неприятно, красиво или некрасиво. Часто негативное восприятие жизни связано с так называемой “экзистенциальной шизофренией”, когда человек, попросту говоря, думает одно, а делает другое. Высказывания этих людей звучат примерно так: “Я всю свою жизнь занимаюсь не своим делом! Я постоянно делаю то, что нужно другим, а не мне... У себя дома я не могу быть самим собой!.. Я нахожусь в одном месте, а моя душа ходит где-то рядом, но отдельно от меня. Мне от этого так плохо!..” Человек в определенные периоды своей жизни может переживать острые приступы неудовлетворенности этой самой жизнью. Он начинает что-то в ней менять, пускается в критиканство по поводу внешних обстоятельств и так далее. Но человеку плохо, если у него не получается быть самим собой. Многим из нас знакомы и противоположные переживания, когда мы с уверенностью можем сказать: “Это мне близко, это моё!..” В общем, “я люблю тебя жизнь”. Практически у каждого есть такой опыт, когда было ощущение полноты жизни, когда был момент истины. Скорее всего, в эти моменты мы и являемся сами собой. Выражение “быть самим собой” довольно расхожее в психологии, где-то даже банальное, но это не мешает ему быть фундаментальным. Но почему-то чаще всего для человека более свойственно пытаться быть кем угодно, только не собой. О механизмах этого явления мы поговорим в последующих статьях. Единственное, о чем хочется сказать, так это то, что в мире живой природы слон, например, не страдает оттого, что он не орел - он прекрасно реализует себя именно как слон. Ведь на то, чтобы быть тем, кем ты на самом деле не являешься, уходит бесконечно много энергии и сил. Кто-то сказал, что “все самое лучшее в жизни либо аморально либо ведет к ожирению”. И человек, вместо того, чтобы лучше понять свою сущность, проводит жизнь в борьбе с самим собой. Он воспитывает себя, но одновременно и шпионит за собой. В литературе описаны случаи, когда изнуряющая борьба со своей сущностью (вместо ее поддержки), приводила человека к самоубийству, в результате чего он брал на свою бессмертную душу гораздо более тяжкий грех, чем какое-нибудь обжорство или ветреность. Быть собой трудно, но возможно. Если спросить, зачем вообще это нужно, так это вопрос о том самом качестве жизни. То есть, чтобы жить лучше, чтобы быть способным “любить и работать” (по З. Фрейду). Чтобы достичь, наконец, внутренней и внешней свободы, защитить свою целостность и поддержать авторскую позицию в освоении и восприятии окружающего мира, людей и вещей. Здесь тоже есть определенная стратегия. Для начала нужно разобраться в себе, хотя К. Юнг и говорил, что встреча с самим собой бывает одна из самых неприятных. И все же стоит поговорить с собой, но лучше только при помощи доброго слова и без использования пистолета. Когда вы обнаруживаете в себе неприятные черты или чувства, отнеситесь к ним с уважением - они зачем-то нужны вам. Таким образом, все это нужно не только понять, но и принять как некую данность: “Да, это во мне есть”. И перестать с этим бороться. Например, если вы боретесь с лишним весом, причем с переменным успехом, почему бы вам не попытаться лучше вырасти на несколько сантиметров, чтобы достичь идеального соотношения роста и веса? Звучит абсурдно, но чаще всего борьба со своей сутью абсурдна. А как ее определить, эту свою суть? Быть собой - это вовсе не быть чем-то “застывшим”, а скорее “быть в действии”, то есть в развитии. Попробуйте иногда совершать так называемые необдуманные, спонтанные действия, исходящие как бы из вашей внутренней потребности. И еще, позволяйте себе делать разное, именно делать и именно разное - а вдруг это твоё? Не наступайте на горло собственной песне. Как говорил уже упоминаемый в прошлой статье Ф. Перлз: “У вас всегда есть альтернатива - прервать кого-то или прервать себя. Хочу, чтобы других вы прерывали чаще, чем себя”.
|
||