Методология работы супервизора в супервизорской группе обучающей программы по гештальт-терапии.

И.Д. Булюбаш

Сертификационные требования по гештальт-терапии, предъявляемые к обучающемуся психологу или психотерапевту включают прохождение им супервидения. Российские программы (Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования, Московский Гештальт-институт, Восточно-Европейский Гештальт-институт) допускают прохождение супервидения не только в индивидуальном, но и в групповом режиме. Последнее, как правило, касается обучающих программ в нестоличных городах и связано с отсутствием института супервизоров и традиции супервидения в российской практической психологии.

Как и в индивидуальной супервизорской практике, работа супервизорской группы нацелена на достижение профессиональной компетентности и профессиональной идентичности гештальт-терапевта. Кроме того,  “Она предназначена   для того, чтобы обращаться к потребностям клиента и отслеживать эффективность терапевтических вмешательств”(Кодекс этики и практики супервизоров Британской Ассоциации Консультирования, 2000г).    Для начинающего терапевта супервизия - это еще и ценная возможность получить профессиональную (да и личностную) поддержку от более опытного коллеги, сформировать устойчивую позитивную профессиональную самооценку.

 Супервидение также может быть направлено на   развитие терапевтом  способности к эмпатическому переживанию в терапевтической ситуации,  возможности обнаруживать  и переносить свои уникальные аффективные переживания в контакте с определенным клиентом, используя их для целей терапии.   Немаловажно  и  осознавание как ограничений терапевта, так и его ресурсных возможностей.

В целом, контекст происходящего в успешном обучении каждого гештальт-терапевта должен сместиться от теоретического знания к практическому, не равному только освоению конкретных практических навыков. Такое знание-делание  может быть следствием усвоения  гештальт-подхода в опыте и ориентировано на исследование процессов, участником которых является гештальт-терапевт, приобретение навыков анализа терапевтической ситуации, обучение построению терапевтических гипотез и обоснованию интервенций.

Поэтому   супервизор, обеспечивающий работу супервизорской  группы в обучающей программе по гештальт-терапии может встретиться с некоторыми проблемами - задачами

динамические процессы в супервизорской группе, работающей между групповыми сессиями естественным образом продолжаются. В связи с этим  для эффективной работы группы супервизор должен заботиться об установлении доверительной эмпатической атмосферы, обеспечивая проведение шеринга, прояснения чувств.

в связи с теми же динамическими процессами супервизор должен поддерживать приоритет супервизорского формата работы в группе

и конечно же  выполнить основную задачу - провести супервидение с одним из участников группы по поводу случая (заочное) или супервизировать сессию, проведенную в его присутствии (очно)

пользу от супервидения может получить не только непосредственно супервизируемый. Супервизор может побудить группу к процесс-анализу т.е. исследованию процессов, происходящих в терапевтической сессии (очно), давая по желанию задания участникам для анализа  различных аспектов происходящего

супервизор может показать участникам группы, как теоретические знания прилагаются к конкретным аспектам работы терапевта

участники группы на начальном этапе обучения нуждаются в более структурированных супервизорских интервенциях, а на продвинутом - в более профессиональном консультировании, обучении обоснованию интервенций, концептуализации опыта.

очень важно, чтобы в такой группе присутствовала атмосфера эмоционального и интеллектуального любопытства, интереса, в которой вопросов может быть больше, чем ясных ответов

Профессиональные требования к такому супервизору  включают теоретическую и клиническую компетентность, опыт индивидуальной и групповой терапевтической работы, интерес к преподаванию и супервидению, опыт супервидения, приобретаемый в обучающей программе по супервидению, а также способность сохранять рамки отношений супервизор-терапевт в своей работе.

Процедура работы супервизорской группы.

Предлагаемый вариант работы опробован нами в двух  нижегородских обучающих программ по гештальт-терапии. Супервизорская практика для участников программ включает 30 встреч по 2 часа с тремя разными супервизорами. Каждый из участников программы должен  стать супервизируемым в группе не менее 2х раз (не исключаются и индивидуальные варианты супервидения в другое время).

Правила и рамки работы такой группы обсуждаются каждым супервизором в начале своей работы. С группой заключается устный контракт по поводу

- постоянства состава

- конфиденциальности

- различных аспектов ответственности супервизора и участников

  группы

- определения целей работы группы

- постоянного дня работы, регулярности встреч

- ориентации на сотрудничество, открытость, отказ от защитной позиции

Двухчасовая работа в такой группе включает разогревающую стадию, работу терапевта с клиентом, непосредственно супервизию (очную или заочную), эмоциональный шеринг, профессиональный процесс-анализ.

Начинать работу такой группы можно с обсуждения профессиональной мотивации и профессиональных трудностей, страхов,  незавершенных ситуаций, связанных с прошлой работой группы или фокусирования на вопросах, вызывающих профессиональный интерес. Разогревающая стадия дает возможность приступить к работе  терапевту (если работа заранее не планировалась) без обычного в этих случаях защитного напряжения и молчания-страха, адресованного супервизору или членам группы и связанного с ожиданием негативной оценки работы.

Перед сессией терапевт-клиент участники группы (по желанию) могут получить задания на отслеживание определенных аспектов сессии, стимулирующих терапевтическое видение и навыки профессионального анализа. Среди таких заданий могут быть: наблюдение за невербальными параметрами сессии, распределением энергии у терапевта и клиента во времени, пересечением контекстов происходящего в жизни клиента и в течение сессии, отслеживание двойных посланий клиенту, посланий клиента группе, удачных реплик и интервенций, приводящих к продвижению в процессе терапии.

Такие задания как наблюдение за механизмами прерывания контакта у терапевта и клиента, сопоставление "фасадной" потребности и фигуры-потребности в сессии, определение вскрытого послания клиента терапевту, формулирование терапевтической гипотезы ( с чем связана проблема клиента), "роли" терапевта и клиента в сессии и выход за границы этих ролей, другие особенности терапевтических отношений - все это может стимулировать активное развитие у участников навыков профессионального анализа. Участники могут также сформировать представление о фазах контакта,   стадиях сессии, проясненности контекста клиента и терапевтического запроса.

Использование процесс-анализа рассматривается нами как процесс ведущий к интеграции теоретического и практического опыта, осознаванию и анализу своих собственных терапевтических вмешательств у участников группы.

После терапевтической сессии, для поддержки клиента и  фасилитации сознавания своих эмоциональных реакций и поведения у участников группы, небольшой (и заранее оговоренный отрезок времени) отводится эмоциональному шерингу.

Следующий по времени отрезок отводится непосредственно супервидению.  Этот отрезок работы описан нами в работе (главе) "Алгоритм очной супервизии" и продолжается по договоренности от 20 до 30 минут.

В завершение работы супервизорской группы участники группы имею возможность высказать свое мнение по поводе происходящего, предложитьсвою интерпретацию групповых событий, оценить альтернативные возможности в супервидении данной сессии или еще каким-либо образом интегрировать полученный в группе опыт.

печать

 

Hosted by uCoz