Первородный грех или “Опять двойка!”

Е.Ильичева

 

“Все должны до одного

Числа знать до цифры пять.

Ну, хотя бы для того,

Чтоб отметки различать:

Кто-то там домой пришел

И глаза поднять поднять боится –

Это “раз”, это “кол”,

Это единица.

За порог ступил едва,

А ему головомойка –

Значит “пара” – это два,

Или просто “двойка”…

Почти каждый из нас помнит хрестоматийное полотно: в дверях мальчик с опущенной головой, а в комнате едва ли не убитая горем мать трагично смотрит на сына… В общем, всем плохо, жизнь не удалась, в семье плохой ученик.

В нашем языке существуют слова, прямо указывающие на принадлежность человека к определенной отметочной касте. Двоечник – это кто-то совсем безалаберный, ленивый, но с огнем в глазах – потенциальный хулиган и социопат. Троечник – это позор, это что-то серое и невнятное, ни рыба – ни мясо, может быть послушным и усидчивым, но чем-то сильно испуганным. Хорошист – румяный крепыш, желающий стать отличником. И, наконец, отличник – несчастное существо, которое озабочено поддержанием собственного статуса. Разумеется, данные характеристики не стоит принимать всерьез, но что-то от правды в них есть. У взрослого человека может быть состояние, когда он чувствует себя “троечником по жизни”. И это не зависит от его реальных успехов – он жизнь посвящает тому, чтобы кому-либо доказать, что он не дурак. А “отличник по жизни” становится перфекционистом, пытаясь все делать “на пять-с-плюсом” и превращая свою жизнь и жизнь близких в постоянный экзамен на соответствие.

Оценка сама по себе нейтральна – это просто некое количество информации: этот большой, а этот маленький. Но она теряет свой нейтралитет, когда превращается в постоянное и мучительное сравнение одного с другим, себя с окружающими. И тогда большой становится дылдой, а маленький – заморышем. И так всегда. Факт постоянного оценивания и сравнения себя и окружающих людей кажется повсеместным, очевидным и даже привлекательным: можно кем-то восхититься, а можно “на костях поплясать”. Возникающая зависть к более успешным представителям может стать стимулом к развитию своих материальных и духовных ресурсов. И все бы ничего, если бы это не занимало так много места в человеческом существовании и не отравляло бы жизнь. Многим знакомо чувство “соответствую – не соответствую”. День может стать неудачным лишь оттого, что ты вдруг понял, что твой автомобиль выглядит убого по сравнению с машиной твоего сотрудника. И что твои 200 кв. метров элитного жилья – ничто по сравнению с коттеджем N. Этот список можно продолжать бесконечно, но это невероятно скучное занятие. Каждый из вас сам способен определить и почувствовать, как бесценные душевные силы тратятся не туда. Даже придя на концерт, мы зачастую оцениваем сначала иномарки у подъезда, а потом туалеты присутствующих дам и мужчин, почти мгновенно определяя место приобретения данного костюма или туфель. Так возникают псевдожелания по приобретению очередной вещи. Ряды потребителей ширятся и крепнут за ваш счет. Хотя настоящая эмоция, лежащая в основе желания приобрести - это опустошенность или страх отвержения со стороны таких же потребителей. Покупать вещи – неплохой, бесхитростный и проверенный способ на время заткнуть дыру в душе.

Но эта бочка не имеет дна. Если представить, что у тебя уже все есть самое лучшее, или ты живешь в таком обществе, где вообще ничего не надо, или ты потерял интерес к материальному миру – что останется? Останется масса свободного времени, свободного от фанатизма и разочарования, от витрин и ценников, от самого посещения магазинов, от изучения рекламы, от планирования покупки, от подведения итогов похода в магазин, от обсуждения с друзьями и подругами достоинств какой-то вещи… Исчезает целый мир. А его место пока никто не занял. По этой причине становится тревожно. Но именно это самое подходящее место для занятий личностным ростом, для создания “нетленок”.

Исторически (или метафорически) все это восходит ко временам Адама и Евы. Бог, когда создавал наш мир, как правило, был абсолютно доволен тем, что он сделал. (“И сказал Он, что это хорошо”). Первые люди, будучи в Раю, тоже радовались. Но потом что-то случилось. Змей соблазнил их знанием – знанием добра и зла. По-советски, это “Что такое хорошо, и что такое плохо?”. Бедные люди не знали, сколь ужасно – делить все на хорошее и плохое. Их даже не нужно было выгонять из Эдема. Ведь они, сравнивая всех и вся, поселили в своей душе Ад. Они начали оценивать, делить на хорошее и плохое – и стали несчастны. И особенно несчастны те люди, кто катастрофически зависит от оценок окружающих, от чужого мнения, как алкоголик от спиртного.

Способность быть несчастным и зависеть от мнения окружающих формируется уже в раннем детстве, когда ребенок, еще не проявляющий интереса к вопросам “плохо-хорошо”, ищет просто поддержки и внимания родителей: “Мама! Смотри! Я вот что построил!” А мама, вместо того, чтобы сказать: “Да, я вижу”, - говорит: “Молодец!” И Рай кончается. Ведь хорошая оценка предполагает возможность и плохой. На всем протяжении роста и развития ребенка сопровождают комментарии “хороший мальчик –плохой мальчик”. Так возникает зависимость от оценок, от того, что скажут и что подумают. Данная зависимость обладает всеми характеристиками наркомании или алкоголизма, когда предмет зависимости ставится в центр существования. В жизни человека появляется целая дополнительная виртуальная реальность “соответствия уровню”, которая паразитирует на его духовном начале.

Еще Сенека отмечал, что “Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше”. В настоящее время в некоторых культурах самым богатым считается тот, кто отдает все свое имущество по мере его появления. Это вовсе не призыв раздать все свое имение. Это скорее намек на возможность хотя бы частичного освобождения от данной зависимости. Первородный грех оценки проявляется не только в материальной сфере, но и в области достижений, там, где власть и карьера. В основе карьеризма всегда стоит вопрос “Кто лучше?”. Продвижение по служебной лестнице процесс столь же мучительный, как и по удержанию и повышению уровня материального благосостояния. Тот, кто еще в одиннадцатом классе школы, завидует студенту. Студент завидует специалисту, то в свою очередь завидует аспиранту, который снизу вверх смотрит на кандидата наук. А бедный кандидат наук либо уже понимает, что удовольствия от защиты он не получил, либо пишет докторскую. Совсем не плохо двигаться вверх по лестнице, но желательно, чтобы это продвижение не стало целью, а было побочным результатом увлекательной деятельности. Мне интересно, и я глубоко влезаю в эту проблему, а между делом можно и “диссер” защитить.

Сапожник, который без сапог, обладает какой-то мудростью. Также часто педагоги не готовят к школе собственных детей, архитекторы живут в обыкновенных квартирах, а портные одеваются в магазинах готового платья. Может быть это происходит потому, что они слишком хорошо знают “кухню” своего ремесла и чувствуют, что “все суета и томления духа”, что есть “ржа и моль”, которые съедят сапоги, платья, дом и аттестат зрелости.

Как же вернуть Рай? Можно попытаться это сделать, отказавшись оценивать все и вся, хотя бы на время выйти из вечного соревнования с окружающими. Люди, которые практически не зависят от оценок и не ориентируются на моду, зачастую не менее, а даже более успешны. Они отличаются внутренней и внешней независимостью, когда с ними общаешься, абсолютно не замечаешь, во что они одеты и становится не важным, на каком автомобиле они приехали. Эти люди, как правило, не сомневаются в своей ценности, они интеллигентны и доброжелательны, они могут иметь абсолютно разный имидж, могут быть увешаны сотовыми телефонами, а могут позвонить из автомата. Они заняты интересующим их делом, им некогда играть в игры соответствия.

Если вы почувствовали, что ваша жизнь наполнена постоянными сравнениями себя с другими, а вы от этого устали, попробуйте отдохнуть. Есть ряд полезных упражнений. Например, можно попытаться в течение недели (месяца) не покупать себе новых вещей. Или на несколько дней оставить в покое ребенка, который учится не так, как вам бы хотелось. Очень важно научиться безоценочному констатирующему описанию. Например, вместо того, чтобы говорить, что “на улице ужасный холод, что нет никакого желания выходить из дома”, сказать, что “термометр показывает –15 С°. Надо надеть зимнюю шапку”. Или вместо “Она напялила на голову норковое ведро”, сказать “У нее темно-коричневая норковая шляпа с опущенными вниз полями”. Чувствуете разницу?

 
печать

Hosted by uCoz