Нетерпимость (дополнение к основной лекции из цикла “Дефекты характера”)

Е.Ильичева

 

“Есть две вещи, которые я не переношу:

расовые предрассудки и вонючих ускоглазых!”

из шоу Бенни Хилла

Сказать, что данная черта присуща исключительно зависимым от алкоголя людям - серьезно покривить душой. Нетерпимость - общечеловеческое качество. Каждый из нас в той или иной степени нетерпим, но для алкоголика быть нетерпимым просто опасно. Почему?

Любопытно, что у большинства людей, даже самых мягких, самых высоконравственных, все равно есть так называемые “слабые места”, на которых они ломаются, иногда срываясь до агрессии. У каждого своё. Один неравнодушен к спорам, другой меняется в лице, если видит несправедливость, третий простит все на свете, но что касается книг... Люди несовершенны, и это нормально. Сегодня у нас появилась еще одна возможность спокойно и честно взглянуть на себя. Но не шпионить за собой, так как если “Мюллер моего тела” (правильная часть личности) будет стараться найти недостаток и уличить “Штирлица” (неправильную часть), то последний будет только совершенствоваться в конспирации. А ведь еще не известно, что правильно, а что нет. Это как посмотреть. Ведь если “чужой”, то шпион, а если “наш”, то разведчик. Поэтому постараемся без страха и без агрессии на себя, а спокойно, как нормальный живой человек, увидеть в себе эту черту и принять ее.

Нетерпимость - это, с одной стороны, неспособность принимать убеждения, чувства, поведение, которое отличается от нашего собственного; с другой стороны, это и нежелание предоставить равную свободу выражения мнения другому человеку.

Нетерпимость может очень серьезно отравлять жизнь (вернее мы сами с ее помощью отравляем себе жизнь), хотя нам может казаться, что совсем наоборот. Вот примеры наиболее распространенных проявлений нетерпимости:

  • Нетерпимость к инакомыслию. Сюда относится в первую очередь национальная нетерпимость (“Если в кране нет воды - воду выпили жиды!”)

Можно привести примеры национальной и расовой нетерпимости (нелюбовь к кавказцам, украинцам, татарам, русским)

К этому же виду нетерпимости можно отнести воинствующее непонимание чужой культуры (китайская опера, например).

  • Нетерпимость к другой социальной прослойке, сообществу. (“В верхней части города живут одни снобы!”, “интеллигент гнилой”, “гегемон”, “норковые шапки”)
  • Нетерпимость к другому поколению (“старческий маразм”, “мы такими не были”). Особенно часто людей лет пятидесяти раздражают дети-подростки, которые слишком радостно ведут себя в общественном месте - вот на ком можно оторваться!
  • Нетерпимость к интересам. Более тонкая на первый взгляд, но не менее глупая по сути: “Этот футбол!”, “Эти сериалы!”, “Ты со своими книгами скоро свихнешься! Читаешь много и что? Человеком что ли хорошим стал?” Здесь часто звучит фраза “Лучше бы ты...” Вопрос в том, кому лучше.
  • Нетерпимость просто к чужому мнению по какому-либо поводу. Нетерпимость к чужому вкусу: “Что ты с собой сделала?”, “Хорошая ты женщина, но уж как нарядишься!..”, “Я не ожидала, что тебе нравятся такие примитивные вещи!”, “У него серьга в ухе!” и т.д.
  • Нетерпимость к себе. (“Я виноват! Я идиот!”) Этот вид нетерпимости часто бывает источником для проявления предыдущих.

Вариантом нетерпимости является категоричность - жесткие оценочные суждения, ярлыки. Именно с категоричностью соседствуют ирония и сарказм. Ее маркерами являются слова “никогда”, “всегда”, “все”, “никто”, “невозможно”, “ужасно”, “бесполезно” etc. Здесь слушателям можно предложить вспомнить какие-либо свои суждения 10-20летней давности, которые казались неоспоримыми, а сейчас кажутся смешными.

На нетерпимость работают и так называемые социальные стереотипы: “Ученые рассеянны и неприспособленны, врачи циничны и некреативны, педагоги ограниченны и авторитарны”.

На наших групповых занятиях есть некий запрет на категоричность в виде правил, которые запрещают советовать, оценивать, вешать ярлыки и вообще как-то интерпретировать поведение участников. Но часто внешнее выполнение правил не обеспечивает внутреннего их принятия. Можно внешне проявлять терпимость, а внутренне кипеть от негодования. А потом быть измученным невыраженными эмоциями и в конечном итоге пойти напиться. Поэтому нетерпимость надо преодолевать как внешне, так и внутренне. То есть действительно упражняться в выполнении вышеуказанных правил (привычка - вторая натура), и одновременно проникнуться мыслью о несостоятельности своих оценок, преодолеть гордыню, не брать на себя функцию Господа Бога. Попытаться рассматривать явления феноменологически - “Да, так бывает!”

Психологические основы нетерпимости

Вы уже знаете, что в основе любого дефекта характера лежит страх - страх лишения чего-то важного, страх одиночества, страх непонимания... Он идет из детства, из состояния ребенка, когда вокруг все такие большие и сильные и от них зависит моя жизнь, они могут дать, а могут и не дать то, в чем я нуждаюсь. И это состояние неблагополучия, порожденное самой ситуацией детства, сохраняется на всю жизнь (в большей или в меньшей степени). Как же объяснить нетерпимость?

Это тот же самый страх, что мой мир, который я себе придумал, может быть разрушен. Я выстроил свою модель мира, “построил” людей, поделив их на хороших и плохих, умных и глупых, утонченных и примитивных, красивых и уродливых... И, встречаясь с человеком, я определяю ему место в своей системе координат. Это нормально, если человеку позволено в ней как-то перемещаться, но чаще всего за каждым закрепляется место, которое он не должен покидать. И если человек не соответствует каким-то моим представлениям, возникает эмоция возмущения: “Да как он посмел быть менее умным (добрым, предсказуемым, нравственным...), чем я ему предопределил! Он все портит!” Чувствуется крайне незрелая реакция, которая говорит скорее о внутреннем неблагополучии нежели о силе характера. Виден стереотип восприятия - “Это стул, на нем сидят!”.

Категоричность в суждениях и склонность к спорам тоже имеет под собой основу. Вы замечали, что дети, находясь в обществе сверстников (в детском саду или в школе), часто жалуются учителю или воспитателю друг на друга, ябедничают. А иногда демонстративно вступают в спор с товарищем, оглядываясь исподтишка на взрослого. Все это имеет смысл проверки своих знаний о том, что можно, а что нельзя в этом мире. Ведь довольно часто у детей бывает следующая реакция: “А он включил воду в туалете и вымыл голову!” - “Ну и что? А ты не жалуйся на товарища!” - “А я тоже хочу!” То есть здесь налицо несамостоятельность мышления, оглядка на авторитеты. И склонность к спорам и категоричным суждениям как раз сопровождает личную неуверенность и несамостоятельность мышления. Получается, что ты хочешь истины, а он что, хочет чего-то другого? Мудрые педагоги иногда очень тонко реагируют на категоричные заявления детей, разглядев за ними страх и неуверенность. Пример: Мальчик впервые пришел в детский сад, увидел в раздевалке рисунки детей и сказал: “Фу! Какие дурацие рисунки!” Как отреагировала воспитатель? Она не стала отстаивать честь группы, не стала соглашаться с мальчиком или переубеждать его. Она ответила: “В нашем детском саду можно рисовать и такие!” И все. Ребенок пошел в группу без страха.

Существует еще один психологический аспект. Чаще всего нас задевают в других людях именно те черты, которые мы по каким-то причинам боимся обнаружить в себе. Это вариант проекции. Мы проецируем на другого (или других, вплоть до целой нации) свою жадность, завистливость, леность, агрессивность. Привести примеры подобных проекций.

Часто в других нас раздражает и то, чего мы себе позволить не можем: легкомыслие перед экзаменами, ветреность, нахальство и тому подобное.

Нетерпимость многолика. (Разные проявления нетерпимости описаны в базовой лекции из цикла “Дефекты характера”: предубеждение, ригидность, мстительность, ханжество). Там же описаны признаки нетерпимости: эмоциональные, поведенческие, умственные; и результаты нетерпимости. Связь с алкогольной зависимостью. Стоит рассмотреть нетерпимость, как непозволительную роскошь для алкоголика.

 
печать

Hosted by uCoz